О возврате, обмене или замене товара в аптеке

Возврат, обмен или замена товара в аптеке регламентируются Законом РФ от 07.02.1992 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее-Закон), Гражданским кодексом РФ, постановлением Правительства РФ № 2463 от 31.12.2020 г. «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающие этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Потребителям при покупке лекарственных средств и товаров медицинского назначения следует помнить, что законодательством РФ не предусмотрен возврат данного товара надлежащего качества, они входят в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, в соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ № 2463 от 31.12.2020г. «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену».
Хозяйствующий субъект обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Изготовитель (продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование), место нахождения (адрес) и режим работы уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.
В торговом зале аптечного учреждения должна быть следующая информация:
- копия лицензии на фармацевтическую деятельность;
- номер телефона и режим работы справочной фармацевтической службы.
Одновременно аптека обязана предоставлять покупателям сведения о реализуемых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения.
Информация о наименовании и цене реализуемых лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товарах должна предоставляться покупателям путем размещения товаров на витринах. Так, лекарственные средства для внутреннего применения должны размещаться отдельно от средств для наружного применения. Внутри этих групп лекарства располагаются по терапевтическому признаку (средства от кашля, сердечные, от головной боли и т.д.). Отдельно в витринах размещают витамины, органопрепараты, дезинфицирующие средства, лекарственные травы, перевязочные материалы, предметы ухода за больными, санитарии и гигиены, мелкий инструментарий и оптику. Вместе с этим, лекарственные средства, требующие особых условий учета и хранения, размещению в витринах не подлежат.
При отпуске лекарственных средств продавцы аптечного учреждения обязаны информировать покупателей о правилах приема и особенностях хранения лекарственных средств. Кроме того, по требованию покупателя продавец обязан предоставить дополнительную информацию о лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения и других товарах:
- сроке годности или сроке службы, если они установлены;
- производителе товара;
- гарантийном сроке, если он установлен для конкретного товара;
- сведениях об основных потребительских свойствах товара;
- правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара.

Новые санитарные нормы для продуктовых магазинов

1 января 2021 года вступило в силу Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.2020 № 36. В документе, помимо всего прочего, прописаны требования к помещениям, где продаются пищевые продукты.

По сути, это чек-лист, который позволяет магазинам проверить, насколько они соответствуют новым требованиям. 

· В торговых залах должны быть созданы условия для хранения овощей и корнеплодов, установленных производителями.

· Лед для приготовления и охлаждения пищевой продукции должен быть изготовлен из питьевой воды.

· Прием кондитерских изделий с кремом должен осуществляться в упакованном виде в потребительскую или транспортную упаковку.

· Хранение хлеба и хлебобулочных изделий допустимо только на стеллажах, при этом нельзя, чтобы они соприкасались со стенами и полом. 

· Мороженое мясо должно храниться на стеллажах или поддонах.

· Мясные полуфабрикаты, субпродукты, птица мороженая и охлажденная должны храниться в транспортной таре.

· В торговых объектах должны быть обеспечены условия хранения охлажденной и мороженой рыбы в транспортной таре в соответствии с условиями хранения, установленными изготовителем.

· Пищевая продукция должна размещаться в торговом объекте с учетом исключения нарушения ее запаха (товарное соседство).

МАРКИРОВКА ТОВАРОВ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

20 марта 2021 года вступили в силу изменения в постановление Правительства РФ от 31.12.2019 № 1956 «Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации», так пункт 6 дополнен абзацем следующего содержания:

«… до 1 мая 2021 г. участники оборота товаров легкой промышленности вправе осуществлять хранение и транспортировку находившихся у них во владении, и (или) пользовании, и (или) распоряжении товаров легкой промышленности по состоянию на 1 января 2021 г. (остатков товаров) и осуществлять их маркировку средствами идентификации в целях последующей реализации (продажи)…».

Таким образом, участники оборота товаров легкой промышленности до 01.05.2021г. вправе хранить, перевозить и маркировать остатки товаров легкой промышленности по состоянию на 1 января 2021г.

Оборот товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации без средств идентификации (код Data Matrix) запрещен.

Ответственность за реализацию, хранение с целью сбыта (продажи) товаров и продукции, подлежащих маркировке, на которых отсутствует последняя, установлена ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Напоминаем, что средствами идентификации (код Data Matrix) согласно кодам ТН ВЭД ЕАЭС подлежат маркировке следующие группы товаров:

• 4203 10 000- Предметы одежды и принадлежности к одежде, из натуральной кожи или композиционной кожи - предметы одежды - из натуральной кожи, прочие;

• 6106- Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек;

• 6201 - Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков;

• 6202 - Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек;

Согласно кодам ОКПД2 маркировке подлежат изделия легкой промышленности согласно кодам товарной номенклатуры:

• 14.11.10 - Одежда из натуральной или композиционной кожи;

• 14.14.13 - Блузки, рубашки и батники, женские или для девочек трикотажные или вязаные

• 14.13.21 - Пальто, дождевики, куртки, плащи, плащи с капюшонами, анораки, ветровки, штормовки и аналогичные текстильные изделия мужские или для мальчиков, кроме трикотажных или вязаных.

Что делать потребителю, если цена на ценнике не соответствует цене на кассе

В случае если цена на ценнике не советует цене на кассе, то потребитель имеет право потребовать продать товар по той цене, которая указана на ценнике. Законодательством предусмотрено, что продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителя необходимую и достоверную информацию о товаре (в том числе, о его цене), обеспечивающую возможность его правильного выбора. Обычно продавцы объясняют, что не успели поменять ценник, так как у них много работы.

Право потребителя на получение информации установлено статьей 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», пунктом 3 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 (далее – Правила продажи).
При этом цена за вес или единицу реализуемого товара должна быть указана на ценнике. Кроме того, в Гражданском Кодексе Российской Федерации есть понятие оферта, т.е. задокументированное предложение. В магазинах ценник вместе с товаром является именно публичной офертой, и продавец обязан продать покупателю товар по цене, которая в этой оферте указана.
Покупателю, попавшему в такую ситуацию, необходимо обратиться к администратору магазина, сообщить ему о данной ситуации и попросить продать товар по цене, указанной на ценнике. Если Вы уже расплатились за товар, и только после заметили ошибку, магазин все равно обязан вернуть Вам разницу в цене между чеком и ценником.
Что делать, если ценники перепутаны? Например, под сметаной расположен ценник от сыра. В таком случае персонал магазина должен исправить явную ошибку, тем более, что в соответствии с пунктом 2 Правил продажи любой потребитель имеет право сфотографировать выкладку товаров и при отсутствии реакции администрации магазина обратиться с соответствующей жалобой в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ростовской области.