Всемирный день прав потребителей 15 марта 2023

Всемирный день прав потребителей 15 марта 2023 пройдет под девизом «Расширение прав и возможностей потребителей посредством перехода к потреблению экологически чистой энергии и продукции».

Всемирный день защиты прав потребителей проводится ежегодно 15 марта, начиная с 1983 года, а с 1994 года широко отмечается и в Российской Федерации.
Международная организация потребителей (CI) объявила, что 15 марта 2023 года Всемирный день прав потребителей пройдет под девизом «Расширение прав и возможностей потребителей посредством перехода к потреблению экологически чистой энергии и продукции» («World Consumer Rights Day To Empower Consumers Through Clean Energy Transitions»).
В этот день, движение потребителей объединяется, чтобы привлечь внимание к насущной проблеме, с которой сталкиваются потребители во всем мире.
Защита прав потребителей и движение потребителей могут сыграть важную роль в построении более устойчивого мира. Защита и расширение прав и возможностей потребителей всегда были связаны с обеспечением здоровой, устойчивой окружающей среды, справедливого распределения ресурсов и созданием экономических систем, работающих для людей как потребителей. Если мы не предпримем никаких попыток перейти на экологически чистые товары сейчас, в кратчайшие сроки мы будем окружены загрязнением и токсинами, вызванными производством, использованием и утилизацией этих неэкологичных предметов.
Производство и использование энергии, в свою очередь, представляет собой крупнейший в мире источник выбросов парниковых газов. Так как парниковые газы являются одним из факторов, обуславливающих изменение климата, страны всего мира ведут активную деятельность в целях перехода к экологически чистой энергии, изменяя свой подход к производству энергии.
Именно выбор потребителей способен повлиять на повсеместное внедрение бережливых подходов к производству товаров и услуг.

Открытие общественной приемной по вопросам защиты прав потребителей

С 14 февраля  2023 года в Красносулинском районе начала свою работу Общественная приемная Департамента потребительского рынка Ростовской области по вопросам защиты прав потребителей.Все желающие здесь могут получить бесплатную консультативную помощь, разъяснения и перспективы досудебного/судебного разбирательства, соответствующие рекомендации, помощь в подготовке документов, необходимых для защиты их нарушенных прав.Прием потребителей ведет специалист в области права Луговская Светлана Николаевна по адресу: Красный Сулин, ул. Ленина, д 18, помещение 7, этаж 1.

 Дни и часы приема: вторник, среда, четверг с 9.00 до 17.00 часов, перерыв с 12.30 до 13.30. Телефон «горячей линии»: 8 908 175 70 00, адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Проверка качества товара и экспертиза – в чем разница?

Если в течение гарантийного срока в товаре обнаружится неисправность, потребитель вправе обращаться к продавцу.  


Помимо продавца потребитель вправе обратиться к изготовителю, в уполномоченную организацию (как правило, это сервисный центр) или к импортеру. Но обращаться ко всем сразу нельзя. Необходимо выбрать один "объект" для предъявления претензий. Далее, для простоты, речь пойдет только о продавце.


Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара.

Статья 18 Закона "О защите прав потребителей" предоставляет продавцу право самостоятельно (собственными силами) осмотреть товар для определения причины его неисправности. Такой осмотр и называется проверкой качества.

Закон предоставляет потребителю право присутствовать как при проведении проверки качества, так и при проведении экспертизы. Но! Продавец не обязан приглашать вас на экспертизу, если вы не заявили о своем желании.  Чтобы своим правом воспользоваться, не забудьте письменно  уведомить продавца об этом.

В случае возникновения между продавцом и потребителем спора  о причинах возникновения недостатка продавец обязан провести экспертизу за свой счет.

К ПРИМЕРУ

Потребитель требует вернуть деньги за неисправный товар. Продавец проверил качество товара и решил, что неисправность товара возникла по вине самого потребителя. Потребитель с таким решением не согласен, следовательно, между ним и продавцом возник спор о причинах возникновения недостатка, а, значит, продавец должен организовать проведение экспертизы и оплатить ее.


Экспертиза должна быть проведена независимой экспертной организацией. Выводы эксперта  - оформлены письменно.  Как правило, вначале происходит осмотр экспертом неисправного товара (в присутствии всех приглашенных сторон), а заключение оформляется позже. Копия заключения эксперта должна быть передана потребителю. 
 
В ходе экспертизы независимая экспертная организация должна  зафиксировать наличие в товаре недостатка и определить причину его возникновения, прежде всего - есть ли в случившемся вина самого потребителя, или дефекты возникли по иной причине.

Если на товар установлен гарантийный срок, то продавец отвечает за недостатки, возникшие в нем в пределах срока гарантии. Однако он будет освобожден от ответственности если сможет доказать (в том числе с помощью экспертизы), что недостатки возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
 

ВАЖНО

Если в результате экспертизы товара будет установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец не отвечает, потребитель будет обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара

Когда Закон не считает нас потребителями

Для того, что применить Закон «О защите прав потребителей» необходимо чтобы:

  • одной стороной правоотношений был гражданин, второй стороной -   организация (индивидуальный предприниматель);
  • гражданин, выступая в роли потребителя, должен приобретать товары (заказывать работы и услуги) исключительно для   личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • взаимоотношения сторон должны строиться на возмездной основе (по договору купли-продажи, подряда, оказания услуг и т.п.).

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков приводит к невозможности использовать положения Закона РФ «О защите прав потребителей» при урегулировании споров, возникших между сторонами. 

Вот  примеры тех отношениях, к которым законодательство, регулирующее отношения в области защиты прав потребителей, не применяется:

  • Сделка,  заключенная между двумя гражданами
  • Отношения по оказанию профессиональной юридической помощи адвокатами
  • Отношения по совершению нотариусом нотариальных действий
  • Сделка,  совершенная между гражданином и организацией с целью удовлетворения потребностей организации
  • Сделка,  совершенная гражданином не с целью удовлетворения  личных бытовых целей
  • Сделка, заключенная между двумя организациями
  • Отношения сторон, основанные на безвозмездных гражданско-правовых договорах
  • Отношения по гражданско-правовым договорам, не связанным с приобретением товаров  (выполнением работ, оказанием услуг)
  • Отношения граждан с некоммерческими организациями, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях
  • Отношения, возникающие при осуществлении судом правосудия
  • Отношения, возникающие при осуществлении государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями возложенных на них законодательством административно-распорядительных полномочий
  • Участие граждан в конкурсах, играх, пари и т.д. с объявленным призом или выигрышем