В 2022 ГОДУ ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ БУДЕТ ОТМЕЧАТЬСЯ ПОД ДЕВИЗОМ «СПРАВЕДЛИВЫЕ ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ»

Ежегодно во все мире празднуется День защиты прав потребителей. Масштаб всемирности этого праздника говорит о той значимости, которая придаётся защите прав потребителей во всех странах, ведь добросовестное поведение лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и соблюдение прав потребителей, способствует развитию благоприятных экономических правоотношений в частности, государства и общества в целом.

15.03.2022 состоится празднование Всемирного дня потребителей под девизом – «Fair Digital Finance  - Справедливые цифровые финансовые услуги».

Использование цифровых технологий и интернета позволило финансовым организациям ускорить и упростить доступ к своим услугам.

Банкоматы, платежные банковские и небанковские терминалы — устройства самообслуживания, средства платежей, которые делают возможным оплату товаров и услуг без участия продавца, либо обналичивание денежных средств без участия банковского кассира.

Мобильный банк, интернет-банк — программные продукты, позволяющие пользователю дистанционно контролировать состояние своего банковского и карточного счета, а также совершать платежи, переводы и покупки, не выходя из дома, при помощи компьютера, планшета, мобильного телефона.

Электронные деньги — цифровые средства платежа. Для их использования нужен электронный кошелек — своеобразный аналог банковского счета. При помощи электронных денег пользователь может оплачивать интернет-покупки, совершать денежные переводы и платежи, предоставляя получателям минимальную информацию о себе.

Все эти новые и удобные финансовые инструменты, не только создают комфортную пользовательскую среду, но и новые риски, которые нужно учитывать.

Пандемия СOVID-19 усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг. Безусловным преимуществом такого развития является прозрачность и скорость оказания финансовых услуг. Однако в таких условиях существенно возрастает и риск финансового мошенничества, а отдельные категории граждан могут быть ограничены в доступе к услугам, которые перестают оказываться в традиционных каналах.

Как показывает анализ обращений на нарушения прав потребителей при оказании финансовых услуг, поступающих в органы Роспотребнадзора, их структура и содержание на протяжении последних лет практически не меняется. Наиболее актуальными проблемами по-прежнему остаются недобросовестные практики, посягающие на следующие права потребителя:

– на свободный выбор (навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя, отказ в предоставлении финансовых услуг, блокировка банковских карт и т. п.);

– на безопасность услуги (хищение денежных средств со счета потребителя, взыскание задолженности).

Для обеспечения справедливого цифрового финансирования для всех нужен глобальный, совместный и скоординированный подход. Быстро развивающийся и сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует потребность в инновационных подходах к регулированию, а также в цифровых финансовых услугах и продуктах, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей потребителей.

Одной из основных задач по развитию отрасли информационных технологий в России является развитие инфраструктуры электронной коммерции, которая определена в Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. №2036-р. В документе отмечено, что развитие цифровой экономики не должно ущемлять интересов граждан. В связи с этим, защита потребителей в сфере электронной коммерции, осуществляемой хозяйствующими субъектами посредством информационно-телекоммуникационных сетей, обозначена среди ожидаемых результатов реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1837-р.

Выбираем мясные продукты правильно

Покупайте мясо в специально оборудованных для этого торговых точках, в которых созданы правильные условия для его хранения и реализации (вентиляция, холодильное оборудование), а также поддерживается чистота и порядок.

Перед тем как покупать мясо на рынке или в магазине, оцените его внешний вид и цвет, состояние жира и сухожилий, консистенцию, запах.

Свежее мясо качественное, если у него:

- тонкая сухая корочка бледно-красного цвета;

- жир белый, кремовый или желтоватый;

- запах свежий, естественный, без специй, химии и признаков гнили;

- плотная консистенция;

- ямка, которая образуется при надавливании, быстро выравнивается;

- при варке образуется ароматный, прозрачный бульон.

Иногда под видом охлажденного продается размороженное мясо. Оно не опасно для здоровья, но содержит меньше полезных веществ и менее вкусно, чем свежее. Чтобы распознать обман, обратите внимание на поверхность туши и сухожилия. У размороженного мяса поверхность красная, жир мягкий, частично окрашен в ярко-красный цвет, а сухожилия мягкие, рыхлые и тоже ярко-красные При покупке замороженного мяса важно отличать продукт, который замораживался и размораживался больше одного раза.

Признаки вторичной заморозки:

- глухой звук при постукивании;

- отсутствие красного пятна на мясе после прикосновения пальцем, розовые кристаллики льда;

- после разморозки вторично замороженное или просто некачественное мясо влажное и водянистое, при надавливании выделяется густой сок.

Признаки некачественного мяса

Обнаружив хотя бы один из перечисленных ниже признаков, не покупайте мясо — оно может быть опасным для здоровья:

- потеки внутри упаковки свидетельствуют о том, что она была повреждена или мясо хранилось неправильно;

- если надавить пальцем на поверхность несвежего мяса, то ямка выравнивается медленно (1 минуту и дольше);

- в мышечной ткани испорченного мяса видны белесоватые пузырьки или другие посторонние вкрапления;

- консистенция мягкая, дряблая;

- внутренняя поверхность куска липкая или покрыта слизью;

- запах кислый, гнилостный, затхлый;

- бульон при варке отдает гнилью;

- цвет на разрезе серый или зеленоватый, местами почерневшая поверхность;

- серый жир — признак лежалого продукта.

Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» - 30 лет!

30 лет назад, 7 февраля 1992 года, был принят Закон Российской Федерации №2300-1 «О защите прав потребителей», который закрепил комплекс мер, реализуемых государством и общественными движениями с целью регулирования правоотношений, возникающих между потребителями и субъектами предпринимательской деятельности при продаже товаров, оказании услуг (выполнении работ). Благодаря определению конкретных прав потребителей, регламентированию механизма их защиты, а также установлению ответственности за их нарушение сформировалась современная отечественная система защиты прав потребителей.

Закон «О защите прав потребителей» впервые закрепил базовые права потребителей и позволил сбалансировать интересы потребителей с интересами предпринимателей. Уже более 30 лет этот Закон ежедневно на практике доказывает свою действенность и жизнеспособность.

При этом он не только постоянно дополняется новыми положениями, призванными максимально соответствовать тем изменениям, которые происходят в общественных отношениях, но и систематически дополняется новыми нормативными правовыми актами, включая специальные законы, регулирующие правоотношения с участием потребителей в отдельных сферах обслуживания.

Как результат – в настоящее время в российской правовой системе законодательству о защите прав потребителей отводится важнейшая роль. При этом по мере его развития и совершенствования создаются дополнительные условия для эффективной реализации Российской Федерацией в этой сфере общественных отношений функций социально-ответственного государства, политика которого согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Закрепляя основные права потребителей и определяя механизм их защиты, Закон «О защите прав потребителей» одновременно устанавливает фундаментальные принципы, гарантии и презумпции, а также систему органов власти федерального, регионального и муниципального уровня, которые во взаимодействии с общественными объединениями потребителей формируют национальную систему защиты прав потребителей.

Надзорным органом, осуществляющим федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей на территории Ростовской области является Управление Роспотребнадзора по Ростовской области.

О дорогостоящей косметике и косметических услугах в кредит

В адрес Управления Роспотребнадзора по Ростовской области продолжают поступать заявления о приглашении граждан на бесплатные косметические процедуры в салоны/центры красоты, с целью попробовать процедуру или какое - либо косметическое средство, итогом посещения которых являются заключение договоров купли-продажи дорогостоящей косметики и договоров об оказании косметических услуг в кредит, заключать которые потребители изначально намерения не имели.

В случае если Вы собираетесь воспользоваться таким предложением и посетить салон красоты, то обращаем внимание на нижеследующее.

Потребитель свободен в своем праве заключения договора, и его понуждение к этому не допускается (ст. 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее по тексту-ГК РФ)).

В случае если всё же такие договоры были подписаны без Вашего на то намерения под влиянием обмана или заблуждения, то в соответствии со статьями 178, 179 ГК РФ, сделка, совершенная под влиянием обмана, или заблуждения может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.

Данная категория исков рассматривается районными судами, и в случае признания судом сделки недействительной, применяются последствия недействительности сделки (потребитель возвращает товар, а продавец косметики –деньги).

Однако, далеко не во всех случаях возможно доказать факт обмана потребителя, или введение его в заблуждение, и требования о признании сделки недействительной остаются без удовлетворения.

В случае если Вами заключен договор оказании косметических услуг, и потом Вы передумали, или и не хотели его заключать, то в соответствии со ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Если Вы передумали в отношении заключенного договора купли-продажи косметических средств, то отказаться от договора возможно только в случае продажи Вам некачественных товаров (ст. 18 Закона о защите прав потребителей).

Также, потребитель вправе отказаться от косметических товаров или услуг, в случае если ему до заключения не была представлена полная и достоверная информация о товаре, услуге, условиях их приобретения (ст. 10, ст. 10 Закона о защите прав потребителей).

При этом обращаем внимание, что расторжение договоров купли-продажи косметики или оказания косметических услуг не означает автоматического расторжения кредитного договора, который был Вами заключен для оплаты таких товаров/услуг.

В связи с чем, необходимо убедиться, что деньги от продавца при расторжении договора поступили в банк, или иную кредитную организацию, и долг по кредитному договору погашен.

До возврата продавцом/исполнителем денежных средств по расторгнутому договору необходимо выполнять обязательства по кредитному договору (своевременно вносить платежи), так как штрафные санкции за просрочку платежей в дальнейшем не подлежат взысканию с продавца или исполнителя услуг.

Для решения вопроса о наличии административных правонарушений в действиях владельцев таких салонов красоты и правовой помощи, потребители могут обратиться в Управление Роспотребнадзора по Ростовской области.