Новые санитарные нормы для продуктовых магазинов

1 января 2021 года вступило в силу Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.2020 № 36. В документе, помимо всего прочего, прописаны требования к помещениям, где продаются пищевые продукты.

По сути, это чек-лист, который позволяет магазинам проверить, насколько они соответствуют новым требованиям. 

· В торговых залах должны быть созданы условия для хранения овощей и корнеплодов, установленных производителями.

· Лед для приготовления и охлаждения пищевой продукции должен быть изготовлен из питьевой воды.

· Прием кондитерских изделий с кремом должен осуществляться в упакованном виде в потребительскую или транспортную упаковку.

· Хранение хлеба и хлебобулочных изделий допустимо только на стеллажах, при этом нельзя, чтобы они соприкасались со стенами и полом. 

· Мороженое мясо должно храниться на стеллажах или поддонах.

· Мясные полуфабрикаты, субпродукты, птица мороженая и охлажденная должны храниться в транспортной таре.

· В торговых объектах должны быть обеспечены условия хранения охлажденной и мороженой рыбы в транспортной таре в соответствии с условиями хранения, установленными изготовителем.

· Пищевая продукция должна размещаться в торговом объекте с учетом исключения нарушения ее запаха (товарное соседство).

МАРКИРОВКА ТОВАРОВ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

20 марта 2021 года вступили в силу изменения в постановление Правительства РФ от 31.12.2019 № 1956 «Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации», так пункт 6 дополнен абзацем следующего содержания:

«… до 1 мая 2021 г. участники оборота товаров легкой промышленности вправе осуществлять хранение и транспортировку находившихся у них во владении, и (или) пользовании, и (или) распоряжении товаров легкой промышленности по состоянию на 1 января 2021 г. (остатков товаров) и осуществлять их маркировку средствами идентификации в целях последующей реализации (продажи)…».

Таким образом, участники оборота товаров легкой промышленности до 01.05.2021г. вправе хранить, перевозить и маркировать остатки товаров легкой промышленности по состоянию на 1 января 2021г.

Оборот товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации без средств идентификации (код Data Matrix) запрещен.

Ответственность за реализацию, хранение с целью сбыта (продажи) товаров и продукции, подлежащих маркировке, на которых отсутствует последняя, установлена ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Напоминаем, что средствами идентификации (код Data Matrix) согласно кодам ТН ВЭД ЕАЭС подлежат маркировке следующие группы товаров:

• 4203 10 000- Предметы одежды и принадлежности к одежде, из натуральной кожи или композиционной кожи - предметы одежды - из натуральной кожи, прочие;

• 6106- Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек;

• 6201 - Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков;

• 6202 - Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек;

Согласно кодам ОКПД2 маркировке подлежат изделия легкой промышленности согласно кодам товарной номенклатуры:

• 14.11.10 - Одежда из натуральной или композиционной кожи;

• 14.14.13 - Блузки, рубашки и батники, женские или для девочек трикотажные или вязаные

• 14.13.21 - Пальто, дождевики, куртки, плащи, плащи с капюшонами, анораки, ветровки, штормовки и аналогичные текстильные изделия мужские или для мальчиков, кроме трикотажных или вязаных.

Что делать потребителю, если цена на ценнике не соответствует цене на кассе

В случае если цена на ценнике не советует цене на кассе, то потребитель имеет право потребовать продать товар по той цене, которая указана на ценнике. Законодательством предусмотрено, что продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителя необходимую и достоверную информацию о товаре (в том числе, о его цене), обеспечивающую возможность его правильного выбора. Обычно продавцы объясняют, что не успели поменять ценник, так как у них много работы.

Право потребителя на получение информации установлено статьей 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», пунктом 3 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 (далее – Правила продажи).
При этом цена за вес или единицу реализуемого товара должна быть указана на ценнике. Кроме того, в Гражданском Кодексе Российской Федерации есть понятие оферта, т.е. задокументированное предложение. В магазинах ценник вместе с товаром является именно публичной офертой, и продавец обязан продать покупателю товар по цене, которая в этой оферте указана.
Покупателю, попавшему в такую ситуацию, необходимо обратиться к администратору магазина, сообщить ему о данной ситуации и попросить продать товар по цене, указанной на ценнике. Если Вы уже расплатились за товар, и только после заметили ошибку, магазин все равно обязан вернуть Вам разницу в цене между чеком и ценником.
Что делать, если ценники перепутаны? Например, под сметаной расположен ценник от сыра. В таком случае персонал магазина должен исправить явную ошибку, тем более, что в соответствии с пунктом 2 Правил продажи любой потребитель имеет право сфотографировать выкладку товаров и при отсутствии реакции администрации магазина обратиться с соответствующей жалобой в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ростовской области.