Качество продукции: понятие, показатели и пути повышения ее уровня

Качество продукции – совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.

Качество продукции в условиях современного производства – важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия, поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание.

Для управления качеством продукции и его повышением необходимо оценить уровень качества. При определении целесообразности повышения качества продукции важное значение имеет учет показателей качества. От повышения качества по его отдельным показателям зависит объем затрат предприятия, поэтому необходимо учитывать финансовые и производственные возможности предприятия при планировании повышения качества. Одни и те же показатели могут иметь разную степень значимости для предприятия в зависимости от выпускаемой продукции. Показатель качества продукции численно характеризует степень проявления определенного свойства, входящего в состав качества. Качество продукции – совокупность свойств, которые количественно выражаются в показателях качества. Общепризнанной является классификация на десять показателей.

1.Показатели назначения – характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения готовой продукции.

2.Показатели надежности – безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность и долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все 4, так и часть из названных показателей.

3.Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности достигаются массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, трудовых ресурсов и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

4.Показатели стандартизации и унификации – это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя, так и для потребителя.

5.Эргономические показатели – отражают взаимодействие человека с изделием и комплексом гигиенических, антропометрических, физиологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием.

6.Эстетические показатели – характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.

7.Показатели транспортабельности – выражают приспособленность продукции к транспортировке.

8. Патентно-правовые показатели – характеризуют патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности.

9.Экологические показатели могут вообще отсутствовать в продукции когда производство данной продукции не может быть экологически опасным - в принципе, например, при телевизоров, компакт-дисков. Это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции.

10.Показатели безопасности – характеризуют особенности для безопасности покупателя и обслуживающего персонала то есть обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировке, потреблении продукции.

Современная политика передовых отечественных и зарубежных предприятий в области качества заключается во взаимосвязанности и неотделимости ее от общей политики предприятия. Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии предприятия.
По мнению отечественных и зарубежных специалистов, качество продукции закладывается в конструкторской и технологической документации, и та, и другая должны соответствующим образом оцениваться.

1)Начинать нужно с освоения производства товара, пользующегося спросом, т. е. производить то, что кто-то купит, а если улучшать этот товар, то число его покупателей будет расти, улучшатся экономические показатели предприятия и можно будет найти средства для реализации следующих этапов решения проблем качества. Однако товар, пользующийся спросом, – это чаще всего новая продукция. Следовательно, начинать надо с изучения спроса на рынке и его учета при создании и освоении производства новых изделий.

2)Нужно иметь дилерскую, торговую сеть продаж, а также распространения товара и информации о нем. Нет этого – никакое качество продукции не спасет предприятие.

3)Нужно минимизировать издержки производства. С этой целью необходимо все пересчитать, переосмыслить материально-техническую базу предприятия, отказаться от всего лишнего, провести реструктуризацию. Не сделав этого, начинать борьбу за качество даже не стоит.

4)Надо научиться управлять финансами, а это – искусство, причем непростое. Прежде всего, необходимо отладить контроль за финансами.

Бесконтрольность – путь к потерям финансов, их расхищению и банкротству предприятия. Все четыре обязательных условия успешной деятельности предприятий, отмеченные выше, рассматриваются в различных концепциях качества, но там речь идет об их улучшении. На большинстве же российских предприятий эти условия нужно создавать практически с нуля. И только после того, как на предприятии как-то справились с этой задачей, оно может приступать к решению проблемы качества путем создания и сертификации систем качества, отвечающих требованиям. С позиций предприятия существует два подхода для достижения определенного уровня качества. Первый подход заключается в возможности достижения заданного уровня качества за один цикл, или этап. Второй подход – поэтапное финансирование повышения уровня качества по мере накопления финансовых средств на эти цели. В условиях рыночной экономики любой из рассматриваемых подходов может быть тактически оправданным. Очевидно, что реализация первого подхода подвержена большему риску в связи с большим периодом прогнозирования и планирования и требует более тщательной проработки. В последние годы первый подход становится более актуальным, так как имеет достаточно весомые преимущества. Во-первых, он обеспечивает большую централизацию и координацию всех стадий проектирования и производства изделий. Во-вторых, этот подход выводит предприятие на рубежи мирового уровня качества или его опережения. В связи с этим предприятие может пользоваться всеми преимуществами глобальной интеграции: - снижением издержек, связанных с использованием международного разделения труда; - ускоренными сроками внедрения на рынок; - возможностью применения информационных технологий; - доступностью источников сырья; - использованием современных технологий, изобретений и т.д. В-третьих, достигается «скачок» уровня качества, который обеспечивает предприятию преимущества высшего порядка в более длительном временном интервале. Объектами прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям товаров конкурентов. В настоящее время для стабильной работы любого предприятия основной акцент должен быть направлен на реализацию мер, гарантирующих выпуск продукции стабильного уровня качества, при этом обеспечение качества рассматривается как главная стратегическая задача.

На основе факторов, влияющих на качество продукции, нетрудно определить основные пути повышения качества продукции и ее конкурентоспособности.

Они следующие:

• повышение технического уровня производства;

• повышение уровня квалификации персонала;

• совершенствование организации производства и труда, в том числе углубление специализации производства;

• внедрение выборочного и сплошного входного контроля за качеством поступающих на предприятие сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов;

• повышение эффективности работы ОТК. Основной упор должен быть сделан не на разбраковку изготовленной продук¬ции, а на профилактику производства с целью недопущения выпуска недоброкачественной продукции;

•повышение технического уровня метрологической служ¬бы на предприятии;

•воспитание коллектива в духе гордости за качество выпу¬скаемой продукции и марку своего предприятия;

•материальное и моральное стимулирование персонала за высококачественное выполнение своих обязанностей;

• создание службы маркетинга;

• внедрение новых, более качественных материалов при изготовлении продукции;

• снижение издержек на производство и реализацию про¬дукции;

•изучение требований покупателей к качеству продукции и конъюнктуры рынка;

• проведение действенной рекламы;

• установление оптимальной продажной цены и др.

Роспотребнадзор информирует

Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан выявлена продукция, не соответствующая требованиям п. 5 ст. 7 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой» продукции (ТР ТС 021/2011), а именно: в исследованных образцах паштета печеночного с грибами с датами изготовления 01.08.2019 и 29.08.2019, производства ООО «ГРАН-МЭР» (адрес производства: г. Белгород, ул. Коммунальная, 1 А) обнаружен Clostridium botulinum (ботулотоксин) не токсигенный штамм.

Рекомендации по отдельным группам продуктов. Колбаса и колбасные изделия

Вареные сосиски, сардельки, полукопченые колбасы- все это должно находиться в холодильной витрине. Приобретая данную продукцию, покупатель в первую очередь должен смотреть на то, чтобы эти продукты лежали именно в холодильнике, а не сверху на витрине. Температура хранения вареных колбасных изделий от 0 до +8 C, полукопченых от 0 до +12 С, сырокопченых от 0 до +4. Срок хранения колбасных изделий в натуральной оболочке до 48 часов. В паро-газонепроницаемой оболочке срок хранения больше, поскольку такая оболочка менее доступна для микроорганизмов. Колбаса обязательно должна иметь на оболочке маркировку. Встречаются случаи, когда информация на маркировке бывает неполной. Такая продукция считается некачественной и потенциально опасной для здоровья и жизни населения.

Рыба и рыбопродукты.

Рыба реализуется живая, охлажденная, замороженная, соленая, копченая. Для каждого вида существует свой температурный режим. Для определения доброкачественности свежевыловленной рыбы существуют следующие признаки: рыба покрыта прозрачной слизью, глаза прозрачные, навыкате, жабры ярко-красного цвета, чешуя плотно прилегает к телу, на поперечном разрезе ткани плотные, прилегают к костям, бульон при варке имеет приятный запах. Живая рыба в теплое время года обязательно должна находиться в аквариумах и реализовываться в течение 24 часов при температуре выше 15 С.

Покупая замороженную рыбу, нужно обратить внимание на отсутствие пятен и разводов на коже, свидетельствующих о неоднократном размораживании с повторным замораживанием. У такой рыбы чешуя врастает  в кожу и трудно отделяется, а мясо имеет желтоватый оттенок.

Копченая рыба имеет цвет от светло-желтого до темно-коричневого и характерный запах.

Памятка населению: Как купить молочные продукты без заменителя молочного жира?

Почему важно покупать молочные продукты без заменителя молочного жира?

Молочный жир содержит несколько абсолютно незаменимых компонентов, которые невозможно получить из других продуктов, в том числе от растительных жиров. Рекомендованная норма потребления молока и молокопродуктов в пересчете на молоко составляет 325 кг на человека в год, в то время как фактическое потребление таких продуктов в расчете на душу населения в 2017 году по данным Росстата составило 231,0 кг (71% от нормы).

Как выбрать молочную продукцию без заменителя молочного жира?

В 2019 году Правительством Российской Федерации в интересах потребителей были изменены правила торговли и для продавцов молочных, а также молочных составных и молокосодержащих продуктов (далее – молочная продукция) были установлены новые обязанности, связанные с изменением порядка размещения (выкладки) такой продукции в торговом зале.

Новые требования определены пунктом 33(1) Правил продажи отдельных видов товаров (постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55).

Для того, чтобы потребителю было проще и быстрее выбрать в торговом зале более полезную молочную продукцию, не содержащую заменителя молочных жиров, с 1 июля 2019 года продавец должен выполнить следующие обязанности.

1. Размещение (выкладка) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов должно осуществляться способом, позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов (путем размещения в отдельном холодильном оборудовании, на выделенных для такой продукции полках). Смешение натуральных молочных продуктов с иной продукцией недопустимо.

2. Размещение (выкладка) молочной продукции без заменителя молочного жира должно сопровождаться информационной надписью «Продукты без заменителя молочного жира».

Пример выкладки, позволяющей отделить молочные продукты без заменителя молочного жира от иных продуктов (выкладка осуществлена в отдельном холодильнике, сопровождается ценником зеленого цвета и разъясняющей информационной надписью).