КОГДА ПОДАРОК – НЕ В РАДОСТЬ

Как быть, если товар достался в подарок? Фактически потребитель за него не платил, он был передан в подарок при покупке основного товара. На первый взгляд, бесплатная передача товара не подпадает под договор розничной купли-продажи и не регулируется Законом. Вместе с тем, Закон защищает не только права тех, кто приобретает товар, но и тех, кто его использует для личных, семейных, домашних нужд.

Правоприменительная практика в настоящее время неоднозначна. Существует позиция, согласно которой считается, что покупатель лишен возможности предъявлять какие-либо претензии к качеству товара, доставшегося в подарок. Возмещению подлежит только вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу одаряемого гражданина вследствие недостатков подаренной вещи. Есть и другой подход, исходя из которого потребитель при нарушении права на качество переданного в подарок товара вправе использовать способы правовой защиты, а также гарантии, которые предусмотрены для него Законом о защите прав потребителей.

Потребитель должен быть готов отстаивать свои права и законные интересы, используя все доступные средства доказывания.

Очевидно, что задача потребителя в таком случае значительно облегчается при документальной фиксации передачи подарка, например, указание в кассовом чеке. Однако само по себе отсутствие такой фиксации не лишает потребителя права на защиту.