Международно-правовые стандарты в сфере противодействия коррупции

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Конституционный Суд РФ неоднократно подтверждал это положение, признавая составной частью правовой системы России положения международных договоров, таких как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. В тоже самое время присоединение к международным актам означает необходимость приведения национального законодательства в соответствие с ними.

По мнению многих специалистов, магистральный и наиболее эффективный путь к созданию современной отечественной антикоррупционной правовой базы, это имплементация в российское законодательство ключевых положений международно-правовых актов и международных стандартов. В настоящий момент в составе международного права существует несколько десятков документов различного уровня направленных в целом или в части на противодействие коррупции[31].

В рамках ООН потребовались упорные усилия сначала на техническом уровне, а затем и на политическом, направленные на то, чтобы вопрос о борьбе с коррупцией был выдвинут на глобальную повестку дня. Первый специальный акт ООН в данной сфере был принят на уровне Декларации о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях от 16 декабря 1996 г. Активная выработка специального договора началась после принятия Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (15 ноября 2000 г.). Это объясняется тем обстоятельством, что коррупционные сети тесно связаны с организованной преступностью. Специальный комитет получил мандат на разработку международно-правового акта против коррупции на основании Резолюции ГА ООН 55/61 от 4 декабря 2000 г. и 55/260 от 31 января 2002 г. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции была одобрена на 58-й сессии ГА ООН 31 октября 2003 г. и открыта для подписания во время Конференции высокого уровня, которая состоялась в Мериде (Мексика) 9 - 11 декабря 2003 г. Конвенция вступила в силу после получения Генеральным секретарем ООН 30-й ратификационной грамоты (Эквадор), т.е. 14 декабря 2005 года. 9 декабря отмечается как Международный день борьбы с коррупцией. Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., ратифицирована Российской Федерацией 8 марта 2006 г. Позитивным шагом российского законодателя является также ратификация 25 июля 2006 г. Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., которая вступила в силу 1 июля 2002 г.

Цель Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (далее - Конвенция) - предупреждение и искоренение коррупции путем укрепления международного сотрудничества и оказания государствам-членам технической помощи в этой сфере. В Конвенции, в частности, подчеркивается, что в условиях глобализации мировой экономики "коррупция уже не представляет собой местную проблему, а превратилась в транснациональное явление".